Группа «За!Знайки» Детсад 183 Саратов

Проект «Домашняя мини-лаборатория»

11 - 17 мая

488ecf67735f3f6f2e22528a6c449b1d.jpg 

Творческий образовательный проект "Домашняя мини-лаборатория"

Ссылка на проект (воспитатель Ситник М.В.)

Вид, тип проекта: познавательно-исследовательский.

Направление развития: познавательно-исследовательская деятельность.

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель проекта: создать условия для развития познавательного интереса детей, исследовательской активности, любознательности, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи проекта: 1) знакомить детей со свойствами различных предметов, материалов; 2) развивать исследовательские умения, способность анализировать, делать выводы и умозаключения; 3) воспитывать инициативность, самостоятельность, интерес к познанию через экспериментальную деятельность; 4) заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в домашних условиях; 5) способствовать организации развивающей совместной деятельности детей и родителей в период карантина.

Время осуществления проекта: 1 неделя (краткосрочный).

Участники проекта: дети средней группы «За!Знайки», воспитатели, родители воспитанников.

Форма проведения: подгрупповая, дистанционная.

Актуальность проекта. Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.  (К.Е.Тимирязев)

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте – одна из культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Дошкольникам 4-5 лет присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Дети очень любят экспериментировать!

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и становление целостной картины мира дошкольника. Происходит интеллектуальное и эмоциональное развитие личности ребенка.

Проблема: в период самоизоляции из-за карантина по коронавирусу многим родителям сложно организовать продуктивное, развивающее времяпровождение с детьми. Может ли совместное домашнее экспериментирование стать не только увлекательным, но и эффективным методом развития ребенка-дошкольника?

План подготовки и реализации проекта.

Подготовительный этап.

Деятельность педагога: · Определение темы проекта, формулирование цели и задач, прогнозирование результата. · Составление плана реализации основного этапа проекта. · Подбор материалов для детей и родителей (наглядность, видео, консультации, беседы).

Деятельность детей: · Беседы и рассматривание иллюстрации о лаборатории, опытах, ученых, экспериментах. · Игры с водой, воздухом, песком.

Деятельность родителей: ·  Знакомство с проектом. · Подготовка материалов для проведения опытов в домашних условиях.

Практический этап.

«Познавательное развитие». Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Магнитная рыбалка», «Выложи фигуру». Рассматривание предметов под микроскопом. 

Просмотр развивающих мультфильмов: «Фиксики», "Почему мы слышим эхо?""Слух" (Смешарики).

Просмотр видеозаписей опытов: "Плавающее яйцо", "Необычный дикобраз", "Пенный джин",

"Бурлящий вулкан", "Магнетизм", «Как увидеть электричество» (опыты с воздушными шариками).

Практическое проведение опытов в домашних условиях.

«Речевое развитие». Дидактические игры: «Кто что слышит?», «Определи место для предмета».

Дыхательная гимнастика «Задувание свечи».

«Физическое развитие». Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей», подвижная игра «Солнечные зайчики» (с зеркальцем).

Заключительный этап. · Обобщение материалов. · Фото- и видеоотчёт. · Публикация о проекте на сайте группы «За!Знайки». · Публикация на образовательном портале педагогов "Наша сеть"

Заключение: Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволило детям стать первооткрывателями, исследователями окружающего мира, а также получить незабываемые положительные эмоции.

Специально организованная деятельность по детскому экспериментированию в домашних условиях создала условия для формирования у детей представлений о свойствах предметов и материалов, умений наблюдать, анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы о практической значимости физических явлений для человека и самого себя.

Реализация проекта способствовала повышению профессиональной компетентности воспитателей в вопросах дистанционной работы с родителями, обогащению опыта межличностного общения детей, родителей и воспитателей.

Итак, эксперименты в «домашней мини-лаборатории» показали свою эффективность для организации продуктивного творческого взаимодействия родителей с детьми и познавательного развития дошкольников.

Приложение

Консультации для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Памятки для родителей: «Правила проведения экспериментов», «Как развивать поисково-исследовательскую деятельность дома», Картотека игр-экспериментов с водой

Фото и видеоотчёт по проекту

Ксюша - опыт "Плавающее яйцо":

cc19beda972ce39e7997c3ee4f0c8ecb.jpgc17ceb66aa2a0c1f3a752355d4c64e13.jpg

Варя - эксперименты "Необычный дикобраз" и "Шарик-магнит": 

8426520c2efebfd8e56aa9438f4eeab6.jpg 44e2d6356b85361ced2d8e28ecb11907.jpg 

Ярослава - эксперименты "Бурлящий вулкан", "Радуга на молоке":

Видео опыта "Бурлящий вулкан" 

Видео опыта "Радуга на молоке" 

5919d91df140f7ff406575a7ea1311d6.jpg

ba5b675b4f16f9f52188a0f9824b180f.jpg 

Вероника - опыт "Бурлящий вулкан":

336e74d5e9a6e25d4fe1add4033be743.jpg 

Стас - опыт "Красочный дождик":

b714c37dbaaafb31383ebca87dc434b7.jpg 

Есения - эксперимент "Рисование на воде":

6cb56e966753d3a339bcc3571f2758f4.jpg 

Видео опыта "Рисование на воде" 

Тимур - эксперименты "Удивительная вода", "Пьющая свеча", "Лавовая лампа":

Видео опыта "Удивительная вода" 

Видео опыта "Пьющая свеча" 

bb820a6beb9653110c965c0f6af54530.jpg

Видео опыта "Лавовая лампа" 

Данил - опыт "Шагающая вода":

47994e122c4cd67333e4f2346773826b.jpg 

Влад - опыты "Сахар и вода", "Молочное волшебство", "Извержение вулкана":

39f80c4e2e2e6fcbf4fb6d05803ecb66.jpg 56005a95d909d6c8ba571405a37f579d.jpg 8e220e8a3fe245fcdb9dc5477d4a3893.jpg 

Видео опыта "Извержение вулкана" 



Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.