Группа «За!Знайки» Детсад 183 Саратов
Проект «Домашняя мини-лаборатория»
11 - 17 мая
Творческий образовательный проект "Домашняя мини-лаборатория"Ссылка на проект (воспитатель Ситник М.В.) Вид, тип проекта: познавательно-исследовательский. Направление развития: познавательно-исследовательская деятельность. Образовательная область: познавательное развитие. Цель проекта: создать условия для развития познавательного интереса детей, исследовательской активности, любознательности, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Задачи проекта: 1) знакомить детей со свойствами различных предметов, материалов; 2) развивать исследовательские умения, способность анализировать, делать выводы и умозаключения; 3) воспитывать инициативность, самостоятельность, интерес к познанию через экспериментальную деятельность; 4) заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в домашних условиях; 5) способствовать организации развивающей совместной деятельности детей и родителей в период карантина. Время осуществления проекта: 1 неделя (краткосрочный). Участники проекта: дети средней группы «За!Знайки», воспитатели, родители воспитанников. Форма проведения: подгрупповая, дистанционная. Актуальность проекта. Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. (К.Е.Тимирязев) Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте – одна из культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Дошкольникам 4-5 лет присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Дети очень любят экспериментировать! Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и становление целостной картины мира дошкольника. Происходит интеллектуальное и эмоциональное развитие личности ребенка. Проблема: в период самоизоляции из-за карантина по коронавирусу многим родителям сложно организовать продуктивное, развивающее времяпровождение с детьми. Может ли совместное домашнее экспериментирование стать не только увлекательным, но и эффективным методом развития ребенка-дошкольника? План подготовки и реализации проекта. Подготовительный этап. Деятельность педагога: · Определение темы проекта, формулирование цели и задач, прогнозирование результата. · Составление плана реализации основного этапа проекта. · Подбор материалов для детей и родителей (наглядность, видео, консультации, беседы). Деятельность детей: · Беседы и рассматривание иллюстрации о лаборатории, опытах, ученых, экспериментах. · Игры с водой, воздухом, песком. Деятельность родителей: · Знакомство с проектом. · Подготовка материалов для проведения опытов в домашних условиях. Практический этап. «Познавательное развитие». Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Магнитная рыбалка», «Выложи фигуру». Рассматривание предметов под микроскопом. Просмотр развивающих мультфильмов: «Фиксики», "Почему мы слышим эхо?", "Слух" (Смешарики). Просмотр видеозаписей опытов: "Плавающее яйцо", "Необычный дикобраз", "Пенный джин", "Бурлящий вулкан", "Магнетизм", «Как увидеть электричество» (опыты с воздушными шариками). Практическое проведение опытов в домашних условиях. «Речевое развитие». Дидактические игры: «Кто что слышит?», «Определи место для предмета». Дыхательная гимнастика «Задувание свечи». «Физическое развитие». Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей», подвижная игра «Солнечные зайчики» (с зеркальцем). Заключительный этап. · Обобщение материалов. · Фото- и видеоотчёт. · Публикация о проекте на сайте группы «За!Знайки». · Публикация на образовательном портале педагогов "Наша сеть" Заключение: Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволило детям стать первооткрывателями, исследователями окружающего мира, а также получить незабываемые положительные эмоции. Специально организованная деятельность по детскому экспериментированию в домашних условиях создала условия для формирования у детей представлений о свойствах предметов и материалов, умений наблюдать, анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы о практической значимости физических явлений для человека и самого себя. Реализация проекта способствовала повышению профессиональной компетентности воспитателей в вопросах дистанционной работы с родителями, обогащению опыта межличностного общения детей, родителей и воспитателей. Итак, эксперименты в «домашней мини-лаборатории» показали свою эффективность для организации продуктивного творческого взаимодействия родителей с детьми и познавательного развития дошкольников. Приложение Консультации для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Памятки для родителей: «Правила проведения экспериментов», «Как развивать поисково-исследовательскую деятельность дома», Картотека игр-экспериментов с водой. Фото и видеоотчёт по проекту Ксюша - опыт "Плавающее яйцо":Варя - эксперименты "Необычный дикобраз" и "Шарик-магнит":
Ярослава - эксперименты "Бурлящий вулкан", "Радуга на молоке":Видео опыта "Радуга на молоке"
Вероника - опыт "Бурлящий вулкан":
Стас - опыт "Красочный дождик":
Есения - эксперимент "Рисование на воде":
Видео опыта "Рисование на воде" Тимур - эксперименты "Удивительная вода", "Пьющая свеча", "Лавовая лампа":Видео опыта "Удивительная вода" Данил - опыт "Шагающая вода":
Влад - опыты "Сахар и вода", "Молочное волшебство", "Извержение вулкана":
Видео опыта "Извержение вулкана"
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.